Как оно все начиналось…
Привычные нам всем вещи, которые давно «на слуху» и «на виду», порой не вызывают вопросов и принимаются как само собой разумеющееся. А зря. Если немного поворошить историю, можно узнать много интересного и занимательного. Например, весьма поучительна история возникновения и развития Ассоциации Теннисных Профессионалов (ATP).
ATP – признанный гранд, авторитет и мощная сила. Все эту контору уважают, да что уж греха таить – просто любят ее. Потому что она собрала под свое крыло всех лучших теннисистов мира. Все звезды бьются, чтобы заработать себе такие важные и ценные очки в рейтинге ATP. Всегда ли было так? Смотрим, что по этому поводу говорится на сайте самой ATP:
«В теннисоведении это событие будет значиться как «Пресс-конференция на автомобильной парковке». В 1988 году Ассоциация Теннисных Профессионалов (ATP), объединяющая профессиональных теннисистов, собралась на парковке для автомобилей чемпионата US Open. На собрании было объявлено, что Ассоциация берет на себя управление игрой в теннис. Жест насколько символический, настолько и стратегический. Раз игрокам было запрещено пользоваться помещениями на US Open, председатель ATP Гамильтон Джордан (Hamilton Jordan) решил продемонстрировать миру, как будут смотреться ведущие игроки за пределами официальных кулуаров чемпионата.»
Вот такое пафосное изложение фактов. Что же там было на самом деле, в 1988 году и до этого, что заставило игроков собраться на парковке, «потереть терки» и взять теннис под свой контроль – ни больше ни меньше?
Чтобы уяснить картину, прокрутим колесо истории назад, до 1912 года. Теннис тогда уже вполне набрал силу, оформился как занимательный и востребованный вид спорта. Поэтому вполне естественно, что в двенадцатом году прошлого века в Париже была создана Международная Федерация Лаун-тенниса (International Lawn Tennis Federation). В 1924 году эту контору официально признали «руководящей и направляющей» силой тенниса. К слову, в 1977 году из названия организации убрали слово Lawn («газон») – таким образом отметили, что не все турниры проводятся на травяном покрытии – и международная федерация тенниса стала мелькать везде под привычной ныне аббревиатурой ITF.
В 1926 году предприимчивый господин Пайл (C.C.Pyle) решил срубить бабла и организовал профессиональный теннисный тур, в котором американские и французские теннисисты давали показательные матчи для тех, кто готов был платить за просмотр. Наиболее известными игроками этого тура были американец Винни Ричардс (Vinnie Richards) и француженка Сюзанн Ленглен (Suzanne Lenglen).
Международной Федерации Тенниса такая коммерция не понравилась, и она, в свою очередь, решила отлучать от себя профессиональных игроков – как только теннисист становился профессионалом, он лишался права участвовать в основных любительских турнирах.
Длилось это противостояние достаточно долго, многие были недовольны, ходили слухи о «подковерных» гонорарах теннисистам-любителям. И вот в 1968 году была объявлена «новая эра» («открытая эра», Open Era) – теннисисты выравнивались в правах, получали право выступать во всех турнирах и зарабатывать себе теннисом на жизнь. Что характерно, это послужило популяризации тенниса и массовому его распространению по миру.
Ура-ура! Теннисисты начали открыто ковать монету и через четыре года, в 1972 году, пришли к необходимости создания организации, защищавшей их интересы. Так появилась Ассоциация Теннисных Профессионалов (ATP).
Худо-бедно, ATP “дозащищалась» до того, что в 1988 году устроила «переворот на автостоянке», о котором упоминалось в начале этой статьи. Уже через несколько недель после памятной «тусовки на парковке», 85 игроков из первой сотни высказались в поддержку нового ATP-Tour, который начал функционировать в январе 1990. Международной Федерации Тенниса остались Кубок Девиса, да серия мелких турниров-фьючерсов. Остальные турниры с удовольствием вошли в рамки ATP-Tour. Четыре турнира Большого Шлема и итоговый Мастерс проводятся совместными усилиями ATP и ITF.
Вот такая вот загогулина. Сорок лет потребовалось миру, чтобы стереть границы между любителями и профессионалами, и еще двадцать – чтобы справедливо одарить профессионалов причитающимися им гонорарами.
Любить теннис – это хорошо, но любить его за деньги – еще лучше!