А тренеры кто?

Сейчас Вы находитесь ЗДЕСЬ:  ГЛАВНАЯ / Новости / А тренеры кто?

А тренеры кто?

Интервью с Игорем Корниенко,
ЧАСТЬ 2.

Санкт-Петербург
27 апреля 2009 года

Игорь Корниенко закончил свою карьеру профессионального игрока в начале 2000-х годов. Тем не менее, как показал последний турнир Creyda-Абсолют, Игорь и сегодня остается одним из лучших игроков Санкт-Петербурга. В первой части интервью он рассказал немного о себе и о теннисе.

Цель нашей сегодняшней беседы – разобраться в вопросе «А тренеры кто?». Особенно интересно понять, как обстоят дела с воспитанием молодых теннисных талантов. Дети – это не только наше спортивное будущее, но и формирующиеся личности – как физически, так и психологически. Поэтому крайне важно, кто и каким образом участвует в процессе становления будущих чемпионов.


Игорь Корниенко - победитель Creyda-Абсолюта
Игорь Корниенко - победитель Creyda-Абсолюта


Игорь, как Вы в целом охарактеризуете ситуацию с детским теннисом в Петербурге и России?

Изначально должно быть понятно, что теннис – не общедоступный вид спорта. С другой стороны, чтобы отбирать перспективных детей, нужна массовость. К сожалению, сейчас ситуация такова, что в теннис приводят детей не всегда способных и талантливых. С ними тоже нужно заниматься, но это совершенно другая история.

Насколько мне известно, в городе на настоящий момент нет ни одной бесплатной детской группы. Не так давно на «Крестовском» у нас была детская теннисная школа, в которой формировались бесплатные и льготные группы.

Ваша теннисная школа строилась согласно Вашему личному видению, или по образу и подобию каких-то зарубежных аналогов?

Моя теннисная школа получала поддержку в виде льготной аренды теннисных кортов. Каждый год, в течение трех лет, в сентябре месяце мы проводили отбор перспективных детей. Как это выглядело? Коллектив из нескольких тренеров посещал школы, мы присутствовали на уроках физкультуры или целенаправленно проводили тестирование, и предлагали заниматься теннисом практически на бесплатных условиях.

К сожалению, ситуация в центральных районах города неутешительная – физически одаренных и способных к занятию теннисом детей крайне мало. Уровень физической подготовки ребят – очень низкий, плюс личностные факторы – далеко добираться до кортов, некому привезти ребенка, и т. д. Тем не менее, мы детей набирали и занимались с ними.

Сейчас у нас подросла целая плеяда игроков, становление которых происходило в непростые 90-е годы. Поколения меняются, будет ли кому играть на мировом уровне через десяток лет?

Судя по подрастающему поколению, вряд ли можно ожидать появления мировых звезд уровня Кафельникова, Медведева, Сафина, Давыденко. Может быть, кто-то себя проявит, но вероятность этого довольно мала. Нынешние игроки теннисной элиты воспитывались еще на советской школе, которой в настоящее время нет.

У нас будут игроки второго-третьего эшелонов, но настоящих лидеров, способных войти в десятку или пятерку мирового топа, я пока не видел.

Реально ли исправить ситуацию?

"Самое главное – игрок должен быть ФАНАТОМ"
Чтобы вскарабкаться на вершину ATP-тура, должно совпасть большое количество факторов. Нужны и хорошая техническая база, и финансовая опора. Рядом должны находиться квалифицированные специалисты – как в теннисном плане, так и по общефизической подготовке. Плюс огромнейшая мотивация у игрока, тренеров, родителей.

Самое главное – игрок должен быть ФАНАТОМ.

Конкуренция с каждым годом растет. Теннис – такой вид спорта, в котором ты постоянно должен играть с разными партнерами, причем с сильными партнерами. У нас сейчас такой возможности нет. Для сравнения, возьмем ту же школу Боллетьери. Не скажу, что там идеальная система образования, скорее это хорошо раскрученный коммерческий продукт. Но при этом созданы отличные условия для игроков. В одном месте ты получаешь возможность тренироваться с партнерами разного уровня. У нас таких центров нет, поэтому каждый игрок вынужден выживать в одиночку.

В одиночку выжить в теннисе нереально?

В одиночестве вы дойдете до определенного уровня – в зависимости от способностей. В лучшем случае – вскарабкаешься в «полтинник» мира, но дальше – потребуется более фундаментальный подход.

Вы долгое время жили, играли и тренировались в Европе. Что запомнилось хорошего, какие из наработок можно адаптировать к нашим российским условиям?

Запоминаются условия, которые создаются для людей. Великолепные корты, их доступность. В Европе большое количество шикарных клубов, которые доступны практически всем. К примеру, в Германии или Италии если вы хотите играть в теннис – проблем никаких не будет. А если ребенок талантлив, клуб идет навстречу и предоставляет тренера, льготы и спонсорскую поддержку.

Кстати, Германия – первая страна в мире по количеству крытых спортивных площадок. Фактически в каждой деревне есть теннисный клуб. Меня это очень поразило. Уровень жизни проявляется в том, как живет деревня, а не большой город.

Как Вы оцениваете опыт создания собственной теннисной школы?

Любой опыт – положительный. Сейчас, к сожалению, судьба стадиона Динамо на Крестовском под большим вопросом. Но приятно видеть, что в городе появляются новые площадки, и я мечтаю о том времени, когда у меня будет возможность руководить каким-нибудь клубом и участвовать в становлении игроков высокого класса.

Как, на Ваш взгляд, состоят дела с тренерским составом в Петербурге?

Знаете, больно смотреть на некоторые вещи. Человек, который преподает, должен «пропустить теннис через себя». На каком-то уровне могут преподавать многие. Но сейчас многие поняли, что тренерством можно зарабатывать и буквально «впаривают» свои услуги. Ребенок приходит, занимается год – два, и потом родители понимают, что происходит что-то не то.

Мне нравится такая аналогия. Если у вас будет выбор – пойти к врачу-теоретику, или к практикующему специалисту. Думаю, здравый смысл подскажет обратиться к человеку с опытом, а не к тому, кто начитался умных книг, но не имеет конкретной практики.

Тренер, который занимается с профессиональным спортсменом, должен разбираться не только в технике, но и в менеджменте, и в психологии. Он одновременно должен стать ребенку другом, потому что вместе они будут проводить на корте очень много времени. Ученик должен доверять учителю, а учитель обязан верить в своего ученика.

Значит, с одной стороны для развития массовости нужно больше тренеров, но с другой стороны тренер должен обладать необходимой квалификацией. Круг замкнулся?

"многие родители просто не понимают, куда они отдают своих детей – банально позволяют себя одурачить"
Не стоит изобретать велосипед. В той же Европе тренеры проходят практические и теоретические тесты, и в зависимости от этого им присваивается квалификация. Кроме того, каждый клуб имеет главного тренера и несколько специалистов «на подкидке».

Теннис – игра непростая. Поэтому теннисного тренера не воспитать ни за год, ни, может быть, даже за пять лет. А многие родители просто не понимают, куда они отдают своих детей – банально позволяют себя одурачить.

Возьмем другой пример. В общеобразовательной школе вы не ходите десять лет к одному специалисту. Так и в теннисе – на начальном этапе наставник должен обладать навыками развития общефизических показателей, на следующем уровне специалист должен осознанно ставить технику, далее потребуются учителя совсем другого уровня.

Я бы очень хотел, чтобы у нас ввели хоть какую-то сертификацию тренеров.

Со стороны Федерации тенниса России предпринимались попытки сертифицировать тренеров…

К сожалению, у нас сейчас все настолько коммерциализировано, что практически любому клубу совершенно все равно, кто у них в клубе преподает.

Теннис – это бесконтактное единоборство. Можно ли в процессе подготовки теннисиста использовать опыт и наработки контактных единоборств?

Как ни крути, в теннисе тоже используется ударная техника – вы бьете по мячу. В любом единоборстве все основано на правильном распределении баланса тела. Как в боксе или борьбе, в теннисе все находится в постоянном движении. Если человек не умеет в момент удара правильно контролировать свое тело, у него никогда в жизни не получится чистый, точный удар.

"Теннис – на 95 % игра ментальная, во многом результат зависит от того, что у игрока творится в голове."
Многие думают, что теннис – это игра руками. Неверно. Теннис – на 95 % игра ментальная, во многом результат зависит от того, что у игрока творится в голове. Второе – нужно иметь хорошие, мягкие ноги. Так что для успехов в теннисе, да и для общего развития, полезно заниматься другими игровыми видами спорта.

Согласны ли Вы с тем, что для каждого ученика требуется индивидуальный подход?

Однозначно. Кто-то более способен, но менее мотивирован. У другого данные похуже, но он очень хочет добиться успеха. Один любит монотонную работу, другому постоянно нужно что-то новое. Поэтому тренер должен понимать, что полезнее всего ученику, и давать каждому нужные упражнения.

Но ведь к каждому ученику тренера не приставишь. Какое количество учеников, находящихся одновременно на корте, оптимально для одного тренера?

Если в группе на одного тренера приходится 15 человек – тренеру физически тяжело уделить всем достаточное количество времени. Поэтому если говорить о детях, на мой взгляд оптимальное количество учеников в группе – четыре – шесть человек. Помимо этого, нужны еще одна-две индивидуальные тренировки в неделю. Если уровень игроков выше, четыре игрока на корте – максимум.

Процесс обучения детей и взрослых любителей. Дети лучше обучаемы, но взрослые уже могут внятно сформулировать, зачем они обучаются теннису. С какой категорией учеников работать интереснее и эффективнее?

Если ребенок хочет обучиться, он намного быстрее «всасывает» в себя новые навыки. Но, с другой стороны, есть такие упертые любители, которые могут научиться играть и получать удовольствие от игры.

На корте должно быть удовольствие, а не мучение. Чтобы игроки не ходили бесконечно за мячами, а играли на своем уровне и проводили интересные розыгрыши. Взрослый не станет никогда профессионалом, поэтому нужно просто ставить реальные цели.

Не слишком ли завышен процент в формулировке «теннис – на 95% игра ментальная»?

Это не я придумал. Поясню, что сюда входит. В основном – ЖЕЛАНИЕ человека достигать какие-то цели, готовность работать для выполнения поставленных задач.

"Ставьте себе достижимые цели – на каждой тренировке, и старайтесь их выполнять"
Можно ли развить желание, или это скорее врожденное качество?

В какой-то степени, это, пожалуй, врожденный фактор. Кто хочет – ищет пути, кто не хочет – ищет оправдания.

Повторюсь – нужно ставить реальные цели. Если человек будет на каждой тренировке выполнять какую-то задачу, он и сам не заметит, как через время станет играть намного лучше.

Если же гражданин приходит, заявляет: «Хочу играть вот так!» И указывает на игрока, который занимается теннисом, к примеру, уже десять лет . Причем хочется заиграть «ВОТ ТАК» уже через неделю, ну, максимум, через месяц. Поймите – такого не будет, нереально.

Ставьте себе достижимые цели – на каждой тренировке, и старайтесь их выполнять. Это важно.

Может быть, посоветуете какие-нибудь упражнения для развития воли к победе?

Приходите ко мне на тренировки, расскажу! :)

Итак, Игорь Корниенко готов поделиться своим опытом как с любителями, так и с юными теннисистами и их родителями. Связаться с ним можно по телефону:

8-911-144-72-27